Комментарий к обновленной Программе "Детство" 2014 года, разработанной в соответствии с ФГОС ДО
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена представляет новый вариант Примерной образовательная программа дошкольного образования «Детство».
Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т.И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Солнцева
Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО).
В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
- представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
- дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
- определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;
- раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
- описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
- охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы
- определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиях детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
- в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
|
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
|
|
Пояснительная записка……………………………………………………... |
5 |
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста……………………………………………………………………… |
14 |
Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы………………………………………………. |
27 |
Планируемые результаты освоения программы………………………….. |
41 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
|
|
Ранний возраст. Детство от рождения до 3-х лет
|
|
Игра как особое пространство развития ребенка 3-го года жизни……… |
51 |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях |
|
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………………………………………………………………. |
53 |
Образовательная область «Познавательное развитие»………….. |
58 |
Образовательная область «Речевое развитие»…………………….. |
65 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……………………………………………………………………. |
70 |
Образовательная область «Физическое развитие»………………... |
74 |
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет.
|
|
Игра как особое пространство развития ребенка от 3 до 7 лет………….. |
78 |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях |
|
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………………………………………………………………….. |
97 |
Образовательная область «Познавательное развитие»………… |
115 |
Образовательная область «Речевое развитие»…………………… |
130 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…………………………………………………………………… |
142 |
Образовательная область «Физическое развитие»……………….. |
170 |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………………………………… |
183 |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………… |
196 |
Способы и направления поддержки детской инициативы……………….. |
202 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………. |
207 |
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.. |
226 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
|
|
Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания…………………………………………………………………… |
233 |
Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет. |
|
Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада……………… |
235 |
Распорядок и режим дня……………………………………………………. |
238 |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………. |
240 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………….. |
241 |
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет. |
|
Распорядок и режим дня……………………………………………………. |
243 |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……….. |
250 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………….. |
286 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений……………………………………………...... |
298 |
Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное Детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений……………………………………………… |
305 |
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений……………………………………………… |
314 |